«Анализ причин, формирующих проблему бездомности среди бывших заключенных»

15.07.2015

В последнее время в нашу организацию приезжает много граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы,  из других регионов нашей страны. Среди них есть и женщины, и девушки, и мужчины различного возраста, которые, в силу жизненных обстоятельств, стали бездомными и остались без средств к существованию. Ассоциация Дальневосточных предпринимателей "Общее Дело".

Деятельности нашей организации известна во многих регионах, и это является положительным моментом для нашей работы. В ее рамках наши юристы и социальные работники на основании анкетирования целевой группы провели анализ причин, формирующих проблему бездомности среди бывших заключенных.

Человек не может самостоятельно без какой-либо помощи преодолеть причины бездомности. К сожалению, нормы действующего законодательства не решают проблемы по сути. Государством не создана полноценная модель, которая могла бы реально работать и решать указанные выше проблемы.

Анализ вторичных причин бездомности показывает, что граждане без определенного места жительства, имеющие судимость, подвергаются воздействию следующих факторов:

1) дискриминация (неоправданное различие в правах и обязанностях человека в связи с отсутствием определенного места жительства);

2) делегализация (отсутствие в законе основных определений, регламентирующих работу с бездомными, оказания им помощи и проч.);

3) стигматизация (ассоциация отрицательных качеств с конкретным человеком-бездомным, хотя эта связь, как правило, отсутствует или не доказана. Неспособность к полноценной социальной жизни из-за негативного отношения окружающих, навешивания ярлыков);

4) несовершенство государственной социальной политики.

Многие проблемы бездомных, как уже было указано ранее, имеют правовую природу. Причем проблемы правового характера есть не только уграждан, находящихся в острой форме бездомности, но и у тех, кто находится в скрытой форме бездомности, в том числе у лиц, отбывающихнаказание в местах лишения свободы.

Говоря о первичных и вторичных причинах, не следует забывать и о причинах бездомности на макроуровне:

— упадок доходов и расслоение общества, увеличение количества людей, находящихся за чертой бедности, резкая социальная дифференциация и неравенство на основе такого критерия, как доход;

— высокий уровень миграции людей после распада Советского Союза, неадекватные и несвоевременные меры государственной политики в отношении мигрантов;

— недостаточная правовая грамотность граждан в условиях современных рыночных отношениях (в том числе, на рынке жилья);

— неготовность социальной поддержки к социальным сдвигам, обусловленным становлением рыночного типа отношений, ослабление социальных связей, в том числе в результате социального расслоения;

— кризис семьи (внутрисемейная поддержка при возникновении кризисных ситуаций во многих случаях становится одним из основных средств реабилитации бездомных на начальном этапе бездомности).

Проанализируем причины бездомности и социальной депривации, которые наиболее характерны для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

1. Несовершенство законодательства.

Наиболее характерной причиной утраты жилья (особенно для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на длительный срок), является лишение прав на жилое помещение в связи с осуждением к лишению свободы.

Для осуждённых до июня 1995 года на срок свыше шести месяцев к заключению либо ссылке или высылке, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, применялось положение о том, что осужденный лишался прав на жилое помещение.

В соответствии с п.5 ст.306 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года осуждённый с момента вступления приговора в законную силу автоматически утрачивал права на жилое помещение, если в нем не оставались проживать члены его семьи, в противном случае закон (но не правоприменительная практика) не предусматривал автоматического расторжения договора найма. После освобождения бывший заключенный мог вселиться в жилое помещение, где остались проживать члены его семьи, только с согласия всех совершеннолетних ее членов. При отсутствии согласия, вселение становилось невозможным, так же как и в том случае, если при вселении жилая площадь, приходящаяся на одного жильца, оказывалась меньше установленной законом нормы. К тому же тогда еще существовало ограничение на регистрацию по месту жительства в ряде населенных пунктов (например, в больших городах). Разрешительный характер «прописки» создавал предпосылки для отказа в ней со стороны органов МВД вне зависимости от согласия на «прописку» членов семьи.

Советское законодательство и правоприменительная практика сформировали огромные предпосылки для формирования бездомности. Так, частью 1 и п.8 ч.2 ст.60 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что «при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях… осуждения к лишению свободы, ссылке или высылке – до приведения приговора в исполнение». Хотя статьей 61 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что «признание лица утратившим право пользования жилым помещением вследствие отсутствия этого лица сверх установленных сроков производится в судебном порядке», в отношении осужденных это требование не выполнялось. Более того, такая внесудебная практика признания лиц, осужденных к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, утратившим право пользования жилыми помещениями, закреплялась разъяснениями Верховного Суда РСФСР.

Право на жилое помещение утрачивалось не только при помещении человека в исправительное учреждение. Осуждение гражданина к лишению свободы условно с обязательным привлечением к труду и направление органом, ведающим исполнением наказания, на работу в другой населенный пункт не считалось уважительной причиной отсутствия по месту жительства. В случае отсутствия свыше шести месяцев по месту жительства в связи с обязательным привлечением к труду человека признавали утратившим право пользования жилым помещением.

Постановлением Конституционного Суда РФ №8-П от 23.06.1995года ч.1 и п.8 ч.2 ст.60 ЖК РСФСР, лишавшие «прописки» заключенного (что, по сути, являлось «не предусмотренным уголовным законодательством дополнительным наказанием»), были признаны утратившими силу.

Но за период действия указанных норм закона большое количество осужденных лишились жилья и пополнили ряды бездомных. Некоторые из них, имеющие судимость и отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях длительное время (10-15 и более лет), освобождаясь, оказываются без крыши над головой.

Конечно, люди, лишившиеся жилья по причине заключения в места лишения свободы до 1995 года, могут потребовать предоставления либо возврата жилья через суд. Однако, очевидно, что подобные судебные разбирательства займут много времени, сил, средств – все это недоступно для основной массы бездомных, лишившихся жилья в результате заключения. И в любом случае такие судебные процессы не имеют шансов на восстановление справедливости.

Также немалую роль в пополнении осужденными рядов бездомных сыграли еще и такие нормы законодательства (ст.60, 107, 110 ЖК РСФСР), в соответствии с которыми человек, уволенный с работы в связи с осуждением, подлежит выселению из ведомственного жилья, общежития без предоставления другого жилого помещения.

Следует отметить, что практика выселения из общежитий и специализированных жилых помещений существует и в настоящее время.

2. Физическая утрата жилья.

Не смотря на частичную отмену дискриминировавшего бывших заключенных законодательства, ряд современных заключенных продолжают лишаться жилых помещений и регистрации по месту жительства.

Например, если человек проживает в сельской местности, то во время его пребывания в заключении дом (квартира) может сгореть, обветшать или по иным причинам стать негодным для проживания. В практике нашей организации были случаи, когда человек перед осуждением к лишению свободы на срок семь лет был зарегистрирован по месту жительства в доме в сельской местности вместе с матерью. Во время нахождения осужденного в местах лишения свободы его мать умерла, наследство оформлено не было, дом в сельской местности пришел в негодность. Таким образом, после освобождения из мест лишения свободы человек имел в паспорте отметку о регистрации по месту жительства, но фактически не было жилого помещения, в котором он бы мог жить.

Нередки случаи мошенничества с жильем, где прописаны заключенные. Часто бездомные из числа бывших заключенных жалуются, что во время отбывания ими наказания в исправительных учреждениях их родственники провели махинации с жильем, лишая законного права на вселение в данное помещение. В таких случаях права заключенных защищаются слабо и, выйдя из заключения, человек вряд ли сможет добиться правового разрешения возникшего конфликта.

Например, у осужденного-собственника двухкомнатной квартиры в городе Первоуральске Свердловской области возникла следующая ситуация. Во время нахождения в местах лишения свободы сестра осужденного убедила брата-осужденного подписать доверенность на ее имя для продажи указанной квартиры. В свою очередь сестра обещала, что после продажи указанной квартиры приобретет ему комнату. Двухкомнатная квартира была продана, комната была приобретена, но по документам собственником комнаты стал не осужденный, а сын сестры (то есть племянник осужденного). После своего освобождения осужденный  прожил несколькомесяцев в комнате, а после этого родной племянник выгнал дядю из комнаты и продал ее. Таким образом, бывший осужденный остался без крыши над головой.

Вообще, если семья, родственники заключенного не желают принимать обратно освободившегося своего родственника, они пользуются любым способом, чтобы выписать его из жилого помещения. Часто родственники уговаривают осужденного к лишению свободы «выписаться временно», объясняя это, например, тем, чтобы не оплачивать за него коммунальные услуги.

3. Невозможность добраться домой после освобождения из пенитенциарного учреждения.

Эта причина характерна для больших городов, в том числе и для Екатеринбурга. Освободившиеся из мест лишения свободы в этом случае часто имеют родных, которые лояльно к ним настроены, они имеют регистрацию по месту прежнего жительства или даже собственную недвижимость (квартиру или дом), но после освобождения они «застревают» проездом в Екатеринбурге.

Причины, по которым освободившиеся задерживаются в крупном городе, могут быть самые разные:

— не хватает денег на дорогу домой — например, в нашу организацию обратился гражданин Б., освободившийся из исправительного учреждения, находящегося в городе Ивделе Свердловской области. На проезд ему деньги не были выданы вообще (это подтверждается и справкой об освобождении). Вместе с тем, в справке об освобождении указано место, куда направляется бывший осужденный. Расстояние от исправительного учреждения до места жительства бывшего осужденного составляет около 500 км., таким образом, доехать осужденному без денег до места жительства вряд ли получится;

 — желание «погулять», «отпраздновать освобождение» иногда затягивается на месяцы. Когда человек приходит в себя, то у него уже, как правило, нет денег, утрачены документы;

— человек не намерен «гулять», но все же выпивает в честь освобождения и становится жертвой воровства. В результате остается также без денег и документов;

— человек не желает возвращаться домой с пустыми руками и ищет возможности подзаработать. Как известно, в крупном городе найти работу значительно легче, но в процессе поиска работы, человек может быть обманут работодателем, не устоять перед соблазном выпить и совершить новое преступление и т.д.;

— из числа людей, «застрявших» в большом городе, определенное количество попадает за решетку вновь и тем самым отрывается от дома и родных еще более.После освобождения такой человек вновь оказывается на улице и часто уже навсегда.

4. Нежелание возвращаться домой после освобождения из пенитенциарного учреждения.

Эта группа людей наиболее близко стоит к тем, кто не может добраться домой. У них, как правило, есть близкие: родители, жены, мужья, дети, братья и сестры, которые настроены терпимо по отношению к своим родственникам. Однако, стыд (часто ложный), память о своем поведении, приведшем на социальное дно, чувство вины либо, наоборот, обида на родных, заниженная самооценка, боязнь общественного порицания и нежелание быть дома «хуже всех» приводит людей к бездомному образу жизни. Иногда они сознательно выбирают такой путь. Встречаются ситуации, когда после заключения люди боятся возвращаться, потому что прежние «друзья» затянут в новые преступления, а они больше не хотят в тюрьму, либо обстановка в целом по месту жительства столь криминальная, что они там «точно снова сядут».

Например, в НП «Бюро…» после освобождения обратился гражданин Н. Нежелание возвращаться из исправительного учреждения домой было обусловлено тем, что дома (в сельской местности) нормально оплачиваемой работы, практически, нет, друзья злоупотребляют спиртным, перспектив нет никаких. Вместе с тем, он желал проживать в Екатеринбурге и работать на стройке подсобным рабочим.

Человеку было предоставлено место для проживания и работа, что предупредило его возвращение «за решетку».

5. «Периодические» бездомные.

Эта группа также близка к бездомным, описанным в п.3 и 4 настоящего исследования, на которых криминальный опыт наложил свой сильный отпечаток. Они периодически возвращаются домой и даже устраиваются на работу либо, не теряя своей основной регистрации по месту жительства, находят работу в другом городе, но потом начинают злоупотреблять спиртным или приезжают на вокзал к бывшим «друзьям» в гости и остаются там на некоторое время.

Многие из них окончательно теряют связи с родными, поэтому являются как бы «сезонными бездомными». Представители этой группы могут в дальнейшем также окончательно вернуться домой и также снова попасть в заключение или остаться на улице. Мы уже не раз отмечали, что после больших сроков люди выходят из мест лишения свободы совершенно неадаптированными к современной жизни, они не могут встроиться в социум и поэтому оказываются в среде лиц без определенного места жительства. При оказании  социальной помощи этой категории граждан необходимо учитывать, что не все из этих людей смогут жить самостоятельно, решая каждодневные возникшие проблемы.

6. Бывшие заключенные, которые являются гражданами других государств и лицами  без гражданства.

Эта категория бывших заключенных составляет отдельную группу. В соответствии с п.36 и 37 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 13.01.2006 N 2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2006 N 7426) при освобождении осужденных — иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за границей Российской Федерации, им приобретаются билеты до железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к границе с государством, гражданами которой они являются (в которой постоянно проживали), либо, по желанию освобождаемого лица, до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством гражданства или постоянного проживания. При отсутствии у указанных лиц паспорта, заменяющего его документа либо иного документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения выездной визы билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где находится консульский отдел посольства государства, представляющего его интересы на территории Российской Федерации.

На практике это означает, что иностранный гражданин, гражданин из стран бывшего СССР, остается в России на улице. Если же у него нет документов, то по справке об освобождении он может легально уехать только в Беларусь (если конечно, он является гражданином Беларуси).

Лица без гражданства также составляют отдельную категорию социально незащищенных категорий граждан, которые оказываются бездомными. Большое количество людей этой группы составляют граждане бывшего СССР, которые в переходный период распада Советского Союза находились на территории государств, входивших в состав СССР, но не получившие гражданство этих государств, а сейчас живут, практически нелегально, в России.  Либо проживали на территории Российской Федерации на 06.02.1992г., но не могут подтвердить этот факт. В итоге, они остаются без гражданства Российской Федерации и без документа удостоверяющего личность. При обращении в НП «Бюро…» таким гражданам оказывается правовая помощь, помощь в составлении документов в суд для признания факта, имеющего юридическое значение, то есть факта проживания на территории России на 06.02.1992

7. Бывшие заключенные, которые являются выпускниками детских домов и интернатов.

После освобождения из мест лишения свободы граждане из числа выпускников детских домов и интернатов выходят на свободу, как правило, в никуда.

Хорошо, если во время нахождения в местах лишения свободы им удается окончить школу и получить специальность – это увеличивает возможность получения на свободе работы. На первое время таким освобождающимся, в любом случае, необходимо жилье.

Следует отметить то, что осужденные-выпускники детских домов не имеют прав на жилые помещения и оказываются без крыши над головой еще и по следующим причинам: задержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления распределения жилой площади (утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция); нехватка жилой площади в месте, где прописан выпускник. В более крупных городах Свердловской области, в том числе в городе Екатеринбурге, не смотря на предусмотренное законом право на внеочередное предоставление жилья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при оставлении детского дома встают в очередь на получение жилья (так называемый, список внеочередников) и ждут, когда для них появится жилье.

Выйдя из детского дома, не имея жилья и поддержки со стороны государства и родственников, человек совершает преступления и оказывается в местах лишения свободы. Выйдя из мест заключения после отбытия наказания, он также оказывается без крыши над головой.

Другими причинами являются:

— невыполнение образовательными учреждениями своих обязанностей по получению жилья,

— отказы самих выпускников (так как предоставляемое жилье является объективно непригодным для проживания, аварийным) и другие.

Вместе с тем, в соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.4 указанного выше закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

На основании ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.ст.49, 52 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. На органы местного самоуправления действующим жилищным законодательством возложена обязанность предоставлять гражданам, которым гарантировано право на внеочередное получение жилья, жилые помещения по договору социального найма.

С учетом положений ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.57 ЖК РФ следует, что закон не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получении жилого помещения вне очереди.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Вместе с тем, в соответствии с исследованием, проведенным нашей организацией в рамках реализации проекта, среди бездомных, освободившихся из мест лишения свободы, количество бездомных являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составляет 7,5%. Следовательно, проблема бездомности среди указанной выше категории бывших заключенных остается открытой и требует решения.

8. Личный выбор.

Вопреки теоретическим изыскам некоторых исследователей и работников учреждений социального обслуживания населения, количество бездомных, самостоятельно (без влияния объективных причин) выбравших жизнь на улице, очень мало.

Согласно исследованию, проведенному юристами НП «Бюро…», среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, ставших бездомными и обратившихся в нашу организацию, нет ни одного человека, для которого бездомность связаны с личным выбором и зависит только от его субъективного желания.

Для того, чтобы помочь человеку, который уже стал бездомным,  необходимо разобраться в причинах, формирующих эту проблему и, желательно, на государственном уровне предотвращать предпосылки для их искоренения совместно  с общественными организациями. Только в этом случае, возможно, тысячи наших сограждан, тех, кто находится в настоящее время в состоянии «скрытой» бездомности не переступят черту криминальных аспектов и не пополнят ряды уличных бездомных.